Специально для www.ns.ru
1998
Эта статья представляет собой
транскрипцию пресс-конференции, случившейся непосредственно перед концертом,
посвященным 15-летию. В ней участвовали: Алексей Кортнев (АК), Валдис Пельш
(ВП), Дмитрий Морозов (ДМ), Андрей Гуваков(АГ) и Сергей Чекрыжов(СЧ).
Как жизнь? ВП: Тяжело, как всегда. В чем это выражается? ВП: Если брать меня, то сейчас отменяются съемки программ. Телекомпании не платят денег. Вам тоже не платят зарплату? ВП: И мне тоже. Дело в том, что сейчас телекомпании,
чтобы сохранить кадры, более-менее высокооплачиваемые
Ну и как ощущения? ВП: Фиговые Популярная песня "Что ты имела в виду" очень похожа на известный рок-н-ролл, который написал еще Майк Науменко. ВП: Я думаю, что еще до Майка Науменко эта рок-н-ролльная форма была написана. Я понимаю, а все-таки? ДМ: Абсолютно, вообще без комментариев. Даже намека нет. Похоже. ДМ: Ну, похоже - может быть.
Да. ВП: Классическая рок-н-ролльная форма написана давно. Разные команды используют эту форму, развивают ее. Так называемые вариации на тему. "Что ты имела в виду" - это вариация на тему рок-н-ролла в исполнении НС. Мне очень понравился клип "В уголочке неба". У вас еще какие-то клипы будут? ВП: К сожалению на этот вопрос ни я, ни Дима не можем дать ответ, потому что я нахожусь в творческом отпуске, Дима находится в кратковременном отпуске. То есть мы сейчас прервали активную работу в группе НС, и поэтому отвечать о планах группы на будущее, о наличии тех же финансов, допустим, на производство видеороликов, к сожалению я не могу. Вы такой популярный человек, авторитетный, наверное могли бы помочь? ВП: То есть придти к кому-то, к Лисовскому, наверное, хлопнуть кулаком по столу и сказать: "Лис, дай бабок!" Знаете, это не в формате группы НС. Мы ни у кого никогда денег не просим и никогда не используем какие-то свои служебные положения. А как ваше участие в программе "Угол-шоу "Оба-на"? ВП: "Добрый вечер с Игорем Угольниковым"? Нет, именно "Оба-на". ВП: И вопрос в связи с этим? Это была раскрутка какая-то? ВП: Это была не раскрутка. Тогда я, Алексей Кортнев, Игорь Угольников, Сергей Гинзбург делали программу "Оба-на". После второго выпуска мы с Алексеем Кортневым покинули эту программу в связи с тем, что на наш взгляд не получалось делать ее так, как мы хотели бы ее делать. В общем-то, на этом история закончилась. Ни о какой раскрутке речь, естественно, не шла. А как вообще люди на телевидение попадают? ВП: А вы знает, существуют два варианта, вернее, три. Первый вариант - 9 троллейбус, второй вариант - 61 маршрутка и третий вариант - на такси. Здравствуйте, а 36 и 73? ВП: Знаете, это долго ехать. Лучше всего 61. Вот я на 61 маршрутке езжу. Пауза в вопросах. ВП: Ну что? Удовлетворимся квасом, я так чувствую. Да? О себе вы сказали, о ваших делах, а в целом, хотя бы немножко о делах группы "Несчастный случай". ВП: Группа занимается тем, что записывает очередной альбом. Написано Алексеем большое количество новых песен. Сложно судить по тому, что еще пока не произошло. Когда он произойдет, то есть мы сделаем мастеринг, когда все сложится, все встанет на свои места, тогда можно будет сказать: "Он получился супер-мупер!" или "Это новый шаг!". А вот и Алексей Кортнев!!!! Под крики ВП "гоп-гоп-гоп!" резво вбегает АК. ВП: Нас покидает Дмитрий Морозов. АК: Счастливо! ВП: Нет, Дима сказал очень правильную фразу. На вопрос он сказал просто: "Без комментариев". АК: Прекрасно. ВП: И ушел. Рабочее название есть какое-нибудь у будущего альбома? ВП: Нет. АК: Может быть он будет называться "Кранты". По названию одноименной песни, которая сейчас пишется. А может быть он и не будет так называться. ВП: Скажем так, вряд ли он будет называться "Кранты". АК: Мне нравится название "Кранты". Коротко и емко. ВП: Просто я знаю достаточно щепетильное отношение группы к названиям альбомов. Вряд ли позволят себе, хотя может быть. АК: Нет, почему. Это изящное название "Кранты". И обложка диска вся в таких крантиках, вентили всякие такие. ВП: Это называется, на глазах журналистов они развернули дискуссию о названии следующего альбома. АК: Да. ВП: Я "против". АК: Я "за". Насколько я знаю, фактически все музыканты группы остались сейчас только при своих музыкальных профессиях? АК: Да. Каково быть профессиональным музыкантом? АК: Очень хорошо. Мы отпраздновали 1 октября этого года. Мы отпраздновали становление полностью профессиональной группы НС, потому что утром 1 октября последнего нашего нанятого человека выгнали наконец-то с работы. Кто это был? АК: Андрей Гуваков. После этого мы стали полностью профессиональной группой. До этого, буквально еще за месяц до этого все где-то были пристроены, и мы занимались любительской работой на сцене. Теперь мы занимаемся ею профессионально. По-моему это очень хорошо. Гуваков служил по своей медицинской специальности? АК: Нет, он служил не по специальности. Он служил в рекламном агентстве в качестве писателя сценариев. Как дела с концертами сейчас? АК: Есть очень правильная формулировка, которая относится ко всему шоу-бизнесу: "Концертов стало в 2 раза меньше, зато и платят за них в 2 раза меньше". На счет клипов Валдис не знает. Будут ли клипы? АК: Клипы будут. Привлекаете ли вы для записи в студии других музыкантов или сами все записываете? АК: Сейчас мы практически все пишем сами. То есть последний опыт такого богатого привлечения музыкантов к работе был на втором альбоме, на "Mein Lieber Tanz" только. Потому что третью, четвертую, пятую работы и сейчас, которую мы делаем, шестую мы делаем полностью своими силами. Просто нам кажется, что сейчас уже интереснее записывать все именно так, как это звучит на концертах, чтобы не обманывать своего слушателя. А раньше? АК: Раньше, да. Раньше привлекали. Хотелось симфонизму, теперь хочется какой-то ясности. А Валдис на чем играл? ВП: О-о-о-о! АК: Да на всем практически. ВП: На самбоне, на камузе, на тамбурине, на маракасе (Astra: за правильность написания не ручаюсь) Помедленнее, не успеваю записывать. ВП: Самбон, камуз, тамбурин, маракас.Леш, давай еще чего-нибудь вспомним. АК: Камуз и вардан - не важно. Храповик знаменитый. ВП: На храповике соответственно. Бэк-вокал, истерики, бормотание, невнятное бормотание. Клипы еще будут? АК: Мы надеемся, что будут. Во всяком случае, уж к релизу нового альбома, который мы надеемся составить весной, в апреле месяце, будет, конечно, ролик снят по крайне мере на одну песенку какую-нибудь. Он будет все в том же стиле? АК: В том же стиле, да. Стиль я бы охарактеризовал как минимализм. Это такая же школа, как снять ролик за бесплатно. В субботу будет ваш фильм, "Прорва" называется. Скажите, его стоит смотреть? АК: Его стоит посмотреть просто потому, что это достаточно такой интересную роль сыгравший фильм. Когда он вышел, лет 5 назад? 92 год. АК: 6 лет назад. В свое время он был очень актуален, моден и все такое, и хотя бы с этой точки зрения его, наверное, интересно посмотреть. Плюс… То ли СЧ, то ли АГ (которые подошли уже некоторое время назад): Операторская работа. АК: Да, операторская работа великолепная. В общем, там есть интересные вещи. ВП: Садистически отвратительный Кортнев очень интересен. Человек просто убивец. Человек - монстр. Ж: Все кончается хорошо? АК: Нет, плохо кончается. ВП: Для Алексея плохо заканчивается. Его же расстреливают там в конце. Какие сейчас выполняет функции Валдис Пельш, который периодически появляется в составе НС? АК: Он дает пресс-конференции, в первую очередь. А почему тогда его биографии нет в пресс-релизе? ВП: Это интриги, я думаю. АК: Я, кстати, не знал. Ж: А если это интрига, вы будете мстить? ВП: Нет, конечно. АК: Нет, мстить не надо. ВП: Дело в том, что я сейчас в меньшинстве, потому что Алексей Кортнев, в принципе, Андрей и Сергей - как бы не показатель, есть еще Павлик Мордюков, люди достаточно накачанные и физически сильные, поэтому выступать один против этого войска я пока не решаюсь. Хотя Дима Морозов уже в нашем лагере, как бы временно не сотрудничающих с НС, когда нас будет хотя бы трое-четверо, тогда мы будем мстить. О-о-о, это будет страшная вещь!!! На каком языке вы иногда поете? Слова как-то переводятся? АК: Смотря какие. Если имеется в виду слова в песне "Армагеддон", то они не переводятся никак. То есть переводятся, но кое-как. ВП: Просто Алексей их выписал из самоучителя по ивриту. АК: Из разговорника русско-израильского. Что касается всяких других слов, ну как, английские, немецкие тексты вполне осмысленны все. ВП: Я отвечаю за латышский язык. АК: "Уголочек неба" первая редакция. ВП: В старой версии. Там "куда ты идешь, куда ты идешь, мой петушок?" - это на самом деле старая латышская песенка. А потом "левой, левой, раз, два, три". АК: Вот собственно и все. ВП: Текст незамысловатый. Но полный смысла АК: Но полный смысла, да. ВП: Я вам дословно: "Куда ты идешь мой петушок? Левой, левой, раз, два, три" Какие из отечественных групп вы слушаете? АК: Я думаю, что очень по-разному. Здесь сидят четыре человека, которые слушают разную музыку. Вы чьим мнением интересуетесь? Всех. АК: Вы знаете, это долго просто к сожалению перечислять все… ВП: Опять же все надо рассматривать в диалектике и в генезисе. АК: Я могу сказать, что я, например, очень консервативен в своих вкусах. Я в последнее время из русскоязычных групп сосредоточился на "Аукцыоне" и "Вежливом отказе". Какое радио вы слушаете? ВП: Русское. Все слушают. ВП: Не все. Почему? АК: Я по прежней памяти на кухне слушаю "Радио 101". Например. В машине не слушаю ничего, потому что У МЕНЯ УКРАЛИ МАГНИТОЛУ! Я хотел бы заострить на этом внимание. У меня украли магнитолу уже второй раз. ВП: Но дело в том, что возвращать ее опять же бессмысленно, потому что на день рожденья Алексею подарили новую магнитолу. Поэтому укравшие старую магнитолу, Алексею вы ее не возвращайте, не крадите новую. Хотя Алексей теперь уже будет ее вынимать и носить с собой. Правда, Алеша? АК: Правда... Классику вы не слушаете? АГ: Какую классику? Радио. АК: "Радио Классика" имеется в виду? АГ: Когда ты едешь в машине, ты слушаешь не то чтобы одно радио, ты слушаешь его непрерывно. ВП: На самом деле у меня лично первое радио по длительности прослушивания одной и той же волны, когда не меняешь настройку - это "Радио NCN" 101,7. Потому что это наиболее приятная воспринимающаяся музыка. Но иногда и они напрягают, когда бип-боп свой начинают крутить.. А себя вы по телевизору смотрите? ВП: Я никогда Почему? АК: Это отвратительно. Почему? ВП: Понимаете, есть такой анекдот про проститутку, которая приехала на юг. На пляже к ней начал клеиться мужчина. Она говорит: "Слушай, мужик, как тебя зовут?" - "Вася" - "Кем ты работаешь?" - "Токарем" - "Вась, представляешь, приезжаешь ты на отдых, а кругом станки-станки-станки". Поэтому я на себя не смотрю. АК: Это правильно... До какой степени вы находитесь в творческом отпуске? Вы живете самостоятельной жизнью или вы каким-то образом пересекаетесь в творческом плане? ВП: Мы пересекаемся обязательно. Это никоим образом не разрыв, не ссора - это действительно просто так произошло, так случилось. Но я надеюсь, что к весне ситуация изменится. Кстати, вот если кризис усугубится, и телевизору закроют, тогда будет все гораздо быстрее и возможно произойдет весной уже возвращение живых мертвецов. Вы не боитесь за это время позабыть слова песен? ВП: Дело в том, что Алексей Кортнев плодовит, как скунс, он напишет новые. Выучу новые слова и буду петь новые песни. Я имею в виду, если вы будете петь на концертах? ВП: Нет. В общем, вы знаете, как-то все глубоко сидит в башке: и нотки помнятся, и текстик помнится. Опять же в силу того, что Алексей хорошие слова пишет, они легко запоминаются. Тем более, в крайнем случае, начну с того, что буду провода носить, коммутировать колонки (Astra: не уверена, что глагол правильный), осветителем могу работать - после театра у меня много профессий, поэтому потом вырасту до администратора и как-то где-то вдруг подпел, подшуршал маракасами и взяли опять назад. Ваши взаимоотношения с Макаревичем, как с человеком, и отношение к его творчеству. АК: С Макаревичем отношения глубоко дружеские. ВП (в сторону АК): Без нюансов... ВП: На самом деле, мы с Андрей Вадимовичем давно очень познакомились. Мы лично, я думаю, всем коллективом группы испытываем ужасное уважение к этому человеку, ужасно милому, ужасно интересному. С огромной радостью ездим к нему в гости, поскольку он по прежнему любит приглашать нас в гости. Надеюсь, что это чувство взаимно. У вас есть такая строка в песне "Нет ты понял?" по поводу Макара? АК: "Макар и БГ теперь, как Энгельс и Маркс" там было сказано. В общем, поскольку песня "Нет, ты понял?" - это такой, я даже не знаю, как сказать, с одной стороны - панегирик, с другой стороны - эпитафия тому русскому року, который звучал в конце 80-х - начале 90-х годов, то я за эту строку вполне отвечаю, и я действительно считаю, что сейчас те монстры рок-н-ролла, которые начинали собственно это дело и провозглашали какие-то рок-н-ролльные свободы, они действительно превратились в таких теоретиков марксизма-ленинизма. Только не марксизма-ленинизма, а того, что мы называем русским роком. Вы довольно часто говорите, что среди ваших учителей, присутствующие, я надеюсь, здесь сегодня, Леша Иващенко и Гоша Васильев. АК: Да А вот ваши взаимоотношения и взаимопроникновение с авторской песней, как с жанром? АК: Я думаю, что они очень глубоки. Это видно по тем песням, которые мы поем. Во всяком случае от КСП, от авторской песни мы восприняли традицию такого текстового рок-н-ролла, потому что это характерно именно для КСП, такую традицию городского романса, и всячески ее исповедуем по сей день. А Васильев и Иващенко нас просто очень многому научили в плане аранжировки и владения инструментами и так далее. То есть НС в составе квартета собрался в музыкальной студии при театре МГУ, которой руководили Васильев и Иващенко. ВП: Надо сказать, что Гоша и Лефа - это первые люди, которые очень строго начали смотреть на нас и начали нам объяснять, что петь нужно чисто. Тогда нам это казалось придирки. Выяснилось - правда. Действительно, петь нужно чисто. АК: У нас просто боролись две тенденции в коллективе, потому что режиссер студенческого театра Евгений Славутин учил нас петь как можно громче и в унисон, а Лефа с Гошей соответственно петь потише и в интервал. В борьбе этих противоположностей и получился НС. Я так понимаю, вы тексты пишете? АК: Я. (Общий громкий смех в зале) А прозу пишете? АК: Такую прикладную, по мере надобности. Собираетесь в ближайшее время ее выпускать? АГ: Так вы ее читаете. АК: Художественной прозы я не пишу. АГ: Нет, вы ее непрерывно читаете. Допустим, был случай, когда мы стояли с Кортневым и обсуждали что-то, пришел менеджер по работе с клиентами и сказал: "Ну как? Как здесь написать?". "Напиши - знак победителя". На следующей неделе весь город был увешан рекламой Lucky Strike, на которой было написано "Знак победителя". АК: В общем, да. Это проза несомненно. ВП: Плюс Алексей занимается драматургией. Ролики M&M's, где я говорю фразу: "А вы кто такие?" - это он написал. Алексей, заставьте кого-нибудь, хотя бы Валдиса, писать. ВП: А перекувырнуться? АК: На самом деле, я не думаю, что сейчас имеет смысл менять автора, потому что мы уже привыкли к тому, что, к тем текстам, которые я пишу уже в течение 15 лет, и не думаю, что мы будем переходить на какие-то другие. Вряд ли. Кажется АГ: Были бы они плохие, мы бы перешли. ... Вот именно, были бы плохие - мы бы не цитировали… Какую поэзию вы любите? АК: Я думаю, что источники рок-н-ролльной поэзии лежат в обериутах несомненно. В раннем Тарковском, в Волонском (?) и тд, во всех поэтах, примыкавших к ОБЕРИУ. Из современных авторов мне лично больше всего нравится Сергей (неразборчиво)… Что вами вообще движет? Макаревич как-то сказал, что он научился играть на гитаре, чтобы понравится девушкам. Он маленький был. АК: Я научился играть на гитаре… Вас ростом не обидел Бог. Что вами движет? АК: …просто, чтобы себе аккомпанировать, потому что я очень любил петь в детстве и все время орал всякие песни. Просто естественно возникло желание чем-то этот ор укрепить музыкально, поэтому научился играть на гитаре. Только и всего. (что-то спросили про чувства) АК: Люди, которые вообще работают на сцене, выходят на сцену, они движимы несомненно тщеславием, как минимум. И если тщеславия в человеке нет, то ему не нужно заниматься публичным искусством. Можно работать для себя, для ограниченного круга друзей. АГ: Лесником еще. АК: Лесником прекрасно работать, да. Но нами по-прежнему движет и тщеславие, и желание какой-то оставить след, конечно, обязательно. Вы считаете, что за 15 лет вы в какой-то мере тщеславие утолили? АК: Во многом да. Во всяком случае, я считаю, что некоторые вещи из тех, которые мы сделали, они останутся надолго. Алексей, а вы или кто-нибудь из группы пишете стихи, которые не становятся песнями, но которые могут иметь некое продолжение, то есть быть изданными, и были ли поползновения издать? АК: Очень редко. Несколько лет назад, лет 6-7 назад, я очень активно писал стихи просто, так сказать не песенные тексты, а просто так. Но потом, с течением времени, когда просто необходимость в этом отпала, внутренняя необходимость. Но это ни во что, ни в буклеты, ни в какие-то официальные бумаги... АК: Большинство этих стихов сохранилось, но я не думаю, что они заслуживают опубликования или еще чего-то. ВП: У меня, кстати, было 4 сборника стихов. Они погибли. Спектакль театра-кабаре "Летучая мышь" новый "Вам позволено переиграть" с вашими песнями... АК: Он, нет, почему, он вышел в прошлом сезоне. Я увидела в этом. Вы сами видели его, и как вам исполнение ваших песен другими людьми? АК: Довольно странное ощущение, конечно. Но я не берусь судить. Я видел этот спектакль 3 раза, правда, я не видел его на новой площадке в театре Киноактера. Это странное ощущение, но это несомненно имеет право на жизнь. Пусть будет. Ребята, мне бы наверное пора. Можно вопросик один? АК: Да, конечно. Только откровенный к Валдису вопрос такой. Вот если братский латышский народ и сам Раймонд Паулс предложат возглавить Министерство Культуры в Латвии. Смоделируйте ситуацию, только откровенно, это произошло, каковы будут действия? ВП: Мои действия: я откажусь тут же, потому что я не в праве на данный момент определять культуру Латвии. Хотя я ужасно люблю свою Родину и по прежнему по менталитету считаю себя латышом, но я уже очень давно достаточно оторван от того, что там происходит, поэтому пускай лучше Раймонд. Он ближе. Он ближе к соснам, поэтому пускай он руководит. Я тут же откажусь, я не в праве это делать. Ну! Ты-гы-дым, ты-гы-дым? АК: Мы приносим свои глубокие извинения. Просто
дело все в том, что мы ограничены началом концерта и... извините за то,
что это было так коротко. Спасибо вам большое за все.
|