Журнал "Car&Music",
август 1999
У группы "Несчастный случай" не больно-то громкая известность, зато есть верные, еще со времен студенчества, поклонники. Когда-то давно музыканты решили работать не ради славы. Посмотрев на популярных певцов, исполняющих незамысловатую музыку, но собирающих полные стадионы, они сказали себе: "Нельзя играть на чужом поле. Там свои корифеи, а здесь - свои. Живи достойно, и "звездочки" иногда будут капать на погоны". Таким образом, ни разу "не наступив на горло собственной песне", "Несчастный случай" уже более 15 лет играет достойную музыку и остается популярной группой. Дать интервью нашему журналу согласился солист группы Алексей Кортнев. Местом для беседы мы, не долго думая, избрали просторный салон автомобиля Алексея - серо-голубого "Audi". - Эта машина у Вас какая по счету? - Трудно сказать… Шестая или седьмая. - Она близка к Вашему идеалу автомобиля? - Если честно, я очень потребительски отношусь к автомобилям. Они для меня средство передвижения - и не более того. Поэтому, что подвернулось, на том и езжу. Эта машина с мощным двигателем и хороша тем, что быстро ездит, она удобная, большая, в нее влезает много народу. - Большие машины не очень маневренны... - Да, вы правы. Моя предыдущая машина - "Volkswagen Golf" - для города была удобнее. Но я ее благополучно разбил. А эта машина очень удачнo мне досталась. На тот момент она была лучшим вариантом. - Первую свою машину помните? - Конечно. "Жигули", третья модель. - Обычно все рассказывают, что первый автомобиль достался им невероятным трудом... - "Жигуленок" достался мне очень легко. Я его просто купил у папы. В то время я работал режиссером в Ассоциации авторского телевидения. Вместе с Валдисом Пельшем мы выпускали телепрограммы, зарабатывая в месяц примерно на машину. Сумасшедшее было время, и деньги были совершенно шальные. - Я вижу, у Вас есть и аудиосистема. Как часто Вы ее включаете? - Аудиосистема у меня достаточно примитивная. Я ее не так уж часто включаю, поскольку постоянно имею дело с музыкой - на репетициях, на записях, во время концертов. Поэтому машина для меня - как раз то место, где можно попридумывать что-нибудь, посочинять. - Но когда включаете, что слушаете? - В зависимости от настроения. В основном FM: "Русское радио". "Нашe радио", "Радио 101" - достаточно интересное, "Серебряный дождь". Свои записи слушаю, если нужно подготовиться к записи следующего альбома и понять, где и что нужно подправить. - Имеет ли значение для песен, которые Вы исполняете, качество звука? - Мы работаем в стиле так называемого русского рок-н-ролла, который начинали когда - то Гребенщиков, Макаревич... А их записи всегда были очень плохого качества. Но зато - какие слова, какие мелодии!.. Красоты же чисто технические скорее важны для попсовой музыки. Вообще, в последнее время проявилась явная тенденция движения в сторону музыки именно технической, с электронными наворотами для которой действительно нужен "крутой" звук. Это необходимое условие на пути к популярности. Ярчайший пример тому - группа "Prodigy", люди играют очень примитивную музыку, но там все хорошо сработано - звук, объем, необычность. То же самое я могу сказать о "Soundgarden", "Garbage".. - Но Вам интересна такая музыка? - Мне это интересно послушать два-три раза. К сожалению, "инженерный" звук очень быстро приедается и становится неинтересен. И об исполнителе тут же забывают. Я думаю, в сознании задерживаются все-таки мелодисты и поэты - те, кто пишет песни, которые потом можно напеть. А "Prodigy", согласитесь, напеть невозможно. - А дома что Вы любите послушать? - Из современной музыки - практически все. Мне очень нравится "Propellerheads". Правда, лет десять назад эту музыку сыграла группа "Yello", a "Propellerheads" немного добавили в звучании, и все это стало гораздо интереснее. У меня есть коллекция музыки, которую я люблю больше всего. Это сложная полифоничная музыка - "Wether Report", "Аукцыон", "Вежливый отказ". - Музыка, которую Вы исполняете, похожа на что-нибудь из этого? - Мы достаточно много взяли у симфо-рок-н-рольщиков, арт-рок-н-рольщиков, у того же "King Crimson'a", у "Queen", у раннего "Genesis'а", когда там работал Питер Гэйбриэл. Это музыка с разломанным мироощущением, полиистеричная, полиритмичная. Дело в том, что "Несчастный случай" известен по песенкам, не очень-то характерным для нашего творчества в целом, наиболее примитивным - "Что ты имела в виду?", "Генералы песчаных карьеров". Другую же музыку мало кто слышит, - только те люди, которые покупают наши пластинки и приходят на концерты. - В каком жанре вы играете? - Мы пытались определить свой жанр, думали над этим. Не знаю... По-моему - это эклектика, абсолютная эклектика - без всякого жанра. - У Вас есть музыкальное образование? - У меня нет, но у других наших музыкантов - есть. Я учился "в процессе". Но, надо сказать, ничему особо не научился - только петь. И на гитаре, кстати, играю плохо. - Донимают ли "Несчастный случай" аудиопираты? - Мы не настолько популярная группа, и у нас не очень большие тиражи. Сейчас многие крупные студии звукозаписи сначала выбрасывают на рынок "пиратский" тираж, а потом уже печатают дорогое издание. Со следующим нашим альбомом мы собираемся поступить точно так же. - А как же качество? - Вот у меня лежит лицензионная кассета "Аквариума", а качество записи - чудовищное... - Существует ли коллектив или исполнитель, на концерт которого Вы бы очень хотели попасть? - Я бы очень хотел послушать живьем Фила Коллинза. И, конечно, мечтал бы увидеть "живьем" Фредди Меркьюри, но, увы... Что же касается моих музыкальных кумиров - таких как King Crimson, Adrian Belew, Sting, то их в записи слушать так же интересно, как и на концерте. - Было ли у Вас в жизни музыкальное потрясение? - Даже несколько. Но самое яркое - когда я впервые услышал музыку "Queen" Это был альбом "Jazz". Я его записал на кассету в студии звукозаписи. Пришел домой после школы, поставил кассету в магнитофон и стал переодеваться. Я снял одну штанину, когда заиграла музыка, а вторую штанину я снял... через 45 минут, когда закончился альбом. Столько времени я простоял столбом, совершенно не в силах вырваться из этой магии. "Queen" - вообще уникальное явление в музыке, и не только в рок-н-ролле. Совершенная группа, с которой никого рядом не поставишь, - ни в прежние времена, ни сегодня. По крайней мере, я так считаю. |