Ольга Семенова
Журнал Mobil,
апрель-май 2000
Возраст: 33 года Чтобы назначить встречу с Алексеем Кортневым, актером, шоуменом и лидером группы "Несчастный случай", мне пришлось проявить невероятную настойчивость, потому что его мобильный был занят постоянно, а дома Алексея застать тоже оказалось невозможно. Он репетирует, гастролирует, снимается в кино, путешествует... - Многие считают, что основная задача артиста - прежде всего развлекать публику. Тебя такой подход не обижает? - Здесь нет ничего обидного. Развлечение - совсем не обязательно увеселение. Фильм ужасов тоже развлекает, но он не веселит, а вызывает страх. Фильм "В бой идут одни старики" - это тоже развлечение, хотя он не веселит и не ужасает, он заставляет задуматься о высших ценностях: о жизни, о любви, о благородстве, о смерти. В этом смысле я развлекаю людей. Но я не ставлю перед собой задачу-развеселить во что бы то ни стало. Развлечь - да, а еще отвлечь от привычного, постараться чем-то заинтересовать. - Группу "Несчастный случай" часто называют одной из самых ярких и стильных. Тебе льстит такая оценка? - Я не против, но... всякий раз мы искренне недоумеваем по поводу этой оценки. Музыканты из "НС" никогда в жизни ничего не делали для того, чтобы быть стильными. Какие мы в жизни - такие же и на подмостках. Получается, что оставаться самим собой на сцене, значит, быть стильным. Иметь свой стиль - значит отличаться от общей массы, выделяться из толпы. А это возможно, если ты действительно не играешь, не фальшивишь, а выносишь на суд зрителей то, кем ты являешься на самом деле, без фальши. - Когда к тебе впервые пришла известность? - В моей жизни не было момента "проснулся знаменитым", это был размытый во времени процесс. Стали узнавать на улице, постепенно это превратилось в неприятные ощущения. Известность ведь имеет несколько этапов. Сначала к узнаванию относишься с ожиданием, заглядываешь людям в глаза, потом наслаждаешься тем, что твой взгляд находит понимание, что тебя узнают. После этого, через некоторое время, узнавание начинает страшно раздражать. Потом ты начинаешь прятать глаза и учишься быть неузнанным. Но сейчас я уже могу выйти в любую толпу, пройти спокойно и ни за кого не зацепиться взглядом. - Какое качество помогает тебе реализовывать свои цели? - Эгоизм в широком смысле, то есть пристрастное отношение к самому себе. Близкие люди часто обвиняют меня в том, что все всегда получается именно так, как нужно мне. Причем я никого не заставляю, ни на кого не давлю, но, если что - то выходит не по - моему, всем становится ясно, что лучше уступить, иначе начнется такая затяжная окопная война... Наверное, это происходит потому, что я искренне считаю, что мне нужно много чего успеть сделать в жизни. Кучу всего написать, поставить, записать, снять. И я не хочу, чтобы этому что-то мешало сбыться. Я понимаю, что все, что я сейчас говорю, - крайне эгоистично. Но это абсолютно искренняя моя позиция. - Ты можешь назвать свой источник энергии и вдохновения: женщины, друзья, мужские увлечения, что-то еще?.. - Амбициозность. Мне не хочется останавливаться, я буду делать что-то новое, еще лучше, чтобы подтверждать свой статус и идти дальше. Вдохновение накапливается за время отдыха. Из любого отпуска я приезжаю с жутким желанием наверстать упущенное. Тут же начать что-то писать. Немедленно! - Ты легок на подъем? - Я много езжу. Для меня совершенно естественна ситуация, когда я прилетаю утром из Киева, а вечером улетаю в Нижневартовск. А из Нижневартовска - еще куда-нибудь на гастроли. Очень хорошо иногда остановиться, тормознуть, отлежаться. Привычка быть всегда в пути очень затягивает. Для людей из группы "НС" естественно отыграть концерт, в час ночи рассесться по машинам и поехать на лыжную базу к двум часам ночи, покататься на лыжах, лечь спать под утро, а днем часам к трем вернуться обратно в Москву. - Но я знаю, что ты и "по свету немало хаживал", видел огромное количество стран... - Мы на самом деле сильно поколесили по миру. И с группой "НС", и со студенческим театром, в котором я работаю по сию пору, и просто с друзьями. Большое количество наших гастролей было сразу после того, как упал "железный занавес". В те годы был огромный интерес на Западе к советскому искусству, все равно какому. Нас принимали просто потому, что мы из России. Тогда мы за два с половиной года почти не заезжали в Москву: ездили из страны в страну, с фестиваля на фестиваль. Полтора месяца болтались по Америке, объездили 18 штатов и поняли в конце концов, что Америка - это не одна страна, а разные страны. Калифорния от Новой Англии отличается так же, как Африка от Европы. Иногда мы заезжали в такие места - штат Вашингтон, Северная Дакота. Это просто картинка страна Мальборо! Горы, лоси бродят, дикий край! - От чего ты получаешь самое большое удовольствие в жизни? Чем больше всего любишь заниматься? - Несколькими вещами. Огромное наслаждение мне доставляет работа на сцене, в студии и репетиционном зале. Мне очень нравится придумывать. Сейчас я буду переводить мюзикл с английского, мне принесут ноты, клавиры. Все это, конечно, не может сравниться с игрой в волейбол, которая затмевает все. Если мне предложат сыграть концерт на престижной площадке или поиграть в волейбол с хорошей компанией, в хорошем зале, с хорошим мячиком, часа четыре, то... не будь я таким рациональным, выбрал бы второе. Еще одно удовольствие в жизни - горные лыжи. Люблю кататься на лыжах в Подмосковье. Этой зимой как-то катался до полседьмого утра (там освещенная трасса). - Тебе нравится ощущение скорости? - Скорость можно лучше ощутить в автомобиле или на горных лыжах, когда ветер в лицо, и ты борешься с этой скоростью. Я права получил еще в школе, с 1-го курса института начал кататься. Первый автомобиль "Жигули-трешка" был мне подарен папой. А потом было очень много машин. - Какая самая любимая? - Нынешняя, "Ауди" меня устраивает больше, потому что она реже всех ломается. К автомобилям у меня нет любви, почтения, и они мне платят тем же - в них всегда что-нибудь портится. Я отношусь к машине как к железке с мотором и с колесами. Есть такие мужчины, которые называют машину второй женой, но я к ним не принадлежу. - Вероятно, как человека, некогда тяготевшего к точным наукам, последние достижения технического прогресса не должны оставлять тебя равнодушным? - С появлением каждого нового технического прибамбасика, будь то пейджер или мобильный телефон, становится понятно, что это не роскошь, а средство передачи информации. И как только ты понимаешь, что это - не роскошь, меняется и отношение, например, к мобильному телефону. Я помню время, когда контракт стоил 2,5 тысячи долларов. К телефону полагалась золотая цепь, часы "Rolex" и тому подобные аксессуары... А сейчас контракт за 50 долларов - это реально, вполне студенческая вещь. Судя по темпам развития, скоро все вообще изменится в нашей жизни. - Люди искусства любят рассуждать о мистической стороне жизни. Точку зрения твоего рационального "я" мы уже прояснили. А что скажет артистическая "половина"? - Я абсолютно не отрицаю наличие мистицизма в нашей жизни. В человеке очень мало раскопано - его физиологические, ментальные возможности все еще изучаются. Мы по-прежнему знаем о себе очень мало. Наверняка существуют какие-то связи с параллельными мирами, существуют поля, неизвестные науке. Однако я убежден: с этой точки зрения все подчинено законам физики, просто мы этих законов еще не знаем. Ведь камень всегда падал вниз, еще задолго дo рождения Ньютона. - О чем ты мечтал в детстве? - Мечтал о славе. Ведь если не думать о славе, бессмысленно вообще мечтать о карьере артиста, потому люди, лишенные амбиций, не должны выходить на сцену: они не способны владеть публикой, манипулировать ею. А без этих свойств артист неинтересен. Для того чтобы манипулировать слушателями, нужно быть амбициозным, заносчивым человеком, не стесняться возвыситься над своей аудиторией. Но это возвышение не должно быть обидным. Тогда тебе многое прощается, тебя начинают внимательно слушать. |