ЮЛИЯ РУТБЕРГ


Женщиной меня делают мои замечательные мужчины.
Галина Турецкая
ТВ-ПАРК
8-14 марта 1999


Одна из самых ярких театральных актрис своего поколения, сниматься она начала поздно. Александр Кайдановский был одним из тех, кто поддерживал ее, когда предложений от кинорежиссеров не было. Он обещал, что время ее придет, после тридцати. За неделю до того, как его не стало, они встретились. Он спросил: «Ну как?» Молчание. «Сколько?» - «Тридцать один». - «Ну, вот сейчас. Жди». Она и дождалась. 

Юля, вы, по-моему, очень поляризованная натура, человек страсти. Это следствие актерской профессии или ее первопричина? 

Есть много прекрасных актеров - и при этом флегматичных людей. Есть психи и психопатки - как я. Человек ведь приходит в мир че-ло-ве-ком, с генетическим кодом, и только потом приобретает какие-то качества, в определенный момент решает кем-то стать. И в свою профессию приносит с собой весь свой «гардероб». И обратное влияние профессии очень сильно. Для меня, во всяком случае. Но у меня почвочка хорошая была. 

Вы ведь из актерской семьи? 

Да, семья у меня замечательная, семья Кудельских - Суворовых - Рутбергов. Среди моих предков и синагогальный староста, и адвокат, и польский полиглот, и замечательные артисты. Мой дедушка Коша ушел на фронт из Большого театра, а моя бабушка - Леночка Кудельская, русская красавица, - ездила на фронт с концертными бригадами. Мой папа, Илья Рутберг, - театральный режиссер и киноактер. Мама, Ирина Суворова, - пианистка. А главное - что все это удивительные люди, уникальнейшие. Личности! Я иногда жалею, что умерла традиция родовых гербов. Нашей семье очень бы пошел герб с девизом - «Восхождение». 

Вы ко всем людям так восторженно относитесь? 

Скорее нет. Но я очень люблю думать о людях хорошо. Разочаровываться гораздо больнее. А я очень много в людях разочаровываюсь. Мне жалко, когда отказываются от себя, продаются, мимикрируют, когда люди «вазелинятся». Понимаете, да? «Мылятся» и «вазелинятся». Ну такое жалкое зрелище! Когда хотят угодить, хотят быть со всеми в хороших отношениях - «как бы чего не вышло-с». Мне это противно. Терпеть не могу подлецов и негодяев. Прочитала в каком-то журнале высказывания знаменитых людей о хамстве. Не хочу называть имен, дико даже вспомнить, что люди восторженно говорят о хамстве, что это, мол, та самая черта, за которой можно чего-то добиться, что без хамства, без наглости человек может потерять себя. Мария Иосифовна Кнебель, режиссер и знаменитый педагог, говорила: «Хамство - это не единственный путь в искусстве», - и она. Между прочим, такой след после себя оставила, который до сих пор определяет наш театр. Это был такой уровень интеллигентности! И при этом жестокости и бескомпромиссности тоненькой, слабой женщины. Помня об этом, я в шоке от того, что входит в моду хамство, абсолютная порнуха - душевная порнуха прежде всего. От того, что женщины перестали стесняться.

Хотя, наверное, в этом есть закономерность: конец века - всегда чуть-чуть апокалипсис. Я не собираюсь с этим воевать. Я просто живу альтернативно. Но когда я все это вижу, мне становится грустно: и вот на это тратить жизнь? На это давать деньги? А где же культура?! Откуда такие «бронированные» люди родятся? Кто их воспитывает? Я понимаю, что институты семьи и школы сейчас не в лучшем состоянии, но ведь есть же другие примеры? Значит, все-таки многое зависит от самого человека. 

Сурова к врагам, а какова в дружбе? 

И в дружбе, и в любви я искренняя. Ни без того, ни без другого существовать невозможно. В театре у нас очень теплая подобралась компания: Сережа Маковецкий, Володя Симонов, Маша Аронова, Максим Суханов - это все люди, с которыми мы уже тыщу раз успели поругаться и помириться, с которыми были в горе и в радости. А я считаю, что проверяются друзья именно в радости, потому что немногие люди могут выдержать чужой успех, чужую победу. А мы, слава Богу, вахтанговская «семейка Адамс» (хе-хе-хе! - прим. набиравшего текст) 

Сегодня Вы известная театральная актриса. А как началась Ваша карьера в Вахтанговском театре? 

Я не отношусь к театру как к карьере, в этом смысле я старомодна. Театр - это служение, театр - это храм, и люди туда приходят за сильными эмоциями. А если задумываться об аплодисментах, рецензиях, славе, перекрывается то поле эмоций, что идет в зал от непосредственной души актера, его священного волнения. Ведь даже у самых маститых актеров дрожат руки перед выходом на сцену. А актерский труд требует большого напряжения сил.

У меня все началось с дипломного спектакля «Зойкина квартира», который затем игрался в стенах Вахтанговского театра много лет. Потом я стала «дважды Дойрой Советского Союза», сыграв в бабелевском «Закате» в театре и в фильме Александра Зельдовича. Потом были роли в спектаклях Романа Виктюка «Дама без камелий» и «Я тебя больше не знаю, милый». Работа с Владимиром Мирзоевым в «Хлестакове» и «Амфитрионе». В спектакле у Петра Фоменко «Государь ты наш, батюшка» у меня была интереснейшая роль, которая в программке называлась «Шут - редкий урод с бородой». Мне вообще на непонятные роли везло, чего стоит только Тайная недоброжелательность в «Пиковой даме». У Пушкина - две строчки, а у Фоменко - роль на два часа. Вот то лучшее, что мне удалось сделать за десять лет. Хорошо бы куража и задора хватило, чтобы столько же сыграть в следующее десятилетие. Но этот год у меня начался очень удачно - главная роль в фильме «Мужской характер» и главная роль в спектакле Владимира Иванова и Александра Грибы «Фрекен Жюли» по Стриндбергу. Для меня и моих партнеров, Маши Ароновой и Володи Симонова, это этап в биографии: три актера, которых привыкли видеть в комедийных ролях, вдруг сыграли психологическую драму, даже трагедию. 

Такое впечатление, что Ваша жизнь зациклена на театре. 

А как же! Ведь каждая роль - это кусок жизни, она определяет и настроение, и судьбу на ближайший период. Если играешь комедию, хочется рассказывать анекдоты, устраивать каждый день 1 апреля, циничной немного становишься… Если играешь драму, не хочется ходить в людные места, много говорить, бережешь то, что внутри. А после «Фрекен Жюли» вообще хочется молчать. С этой ролью я вдруг открыла для себя прелесть уединения, музыку тишины. 

А друзья за пределами театра у Вас есть? 

По большому счету, друзей всегда немного - пальцев одной руки хватит пересчитать. Если человек очень счастливый - то двух, но не больше. Мои друзья - Лена Дорбышева, Игорь Минаев, Дима Липскеров. Мы можем долго не общаться, но незримая связь существует. С Игорем, например, сейчас вообще общаться непросто - он стал духовным лицом, иеромонахом, живет на Валаамском подворье. Это очень близкий мне человек. Со своими проблемами я иду к нему и знаю, что, если ему будет нужна моя помощь, я буду рядом. И то же он сделает для меня. С Леной мы вместе с девятого класса, сначала вместе учились в ГИТИСе - она на театроведческом, я на эстрадном, а потом обе закончили актерское в Щукинском училище. Мы очень родные люди, мы столько друг для друга сделали! Дима - драматург, писатель, человек внешне циничный, ироничный, но я-то знаю, что это очень нежная натура, в душе у него столько любви. Мы все - одно поколение. Мне интересно следить за тем, как люди развиваются. И если те, с кем мы начинали, вдруг тормозят - я имею в виду не карьеру, не социальный статус, а мозги, интеллект - я очень болезненно это переживаю. Очень! 

А Вы себя рано осознали личностью? 

А я никогда об этом не думала. Мне об этом сказали, прочитала в рецензиях. Я никогда не думала о том, личность я или нет, как я выгляжу на сцене, сексуальна я или нет.. Мне кажется, как только человек об этом задумался, начал фиксировать - пошел процесс, а точнее, абсцесс. Он личностью перестает быть тут же. В лучшем случае он будет модно одет и сможет выглядеть этакой стильной штучкой, но и все. 

Надо полагать, что при такой позиции награда «За лучшую эротическую сцену года» в спектакле «Хлестаков» пару лет назад стала для Вас неожиданностью? 

Вы имеете в виду премию «Чайка»? Ставя «Хлестакова», мы не думали об этом. Мне просто нравилась эта сцена и до сих пор нравится. Это настоящий театр, образный. Никто друг друга руками не трогает, есть дыня и два человека на сцене: мужчина и женщина. Результат - весь зал хохочет, и это на сумасшедше эротическом фоне. Недавно смотрела по ТВ-6 в «Театральном понедельнике», который эти «Чайки» как раз и присуждает, эротический фрагмент одного спектакля - это было порно. Не отличить от дешевой видеопродукции, а почему-то возведено в ранг искусства. Я так не умею. Мне стыдно. На сцене во всем должна быть игра. Порно на сцене - это все равно что вид через замочную скважину. А в чем предмет искусства? 

А в чем он, действительно? 

Искусство - это нафантазированная реальность. Для того чтобы человек плакал или смеялся, ему мало показать его отражение в зеркале. Нужно увеличительное стекло, а это и значит - фантазия, игра. Но, с другой стороны, нельзя заигрываться. Говорят, когда Михаил Чехов играл Гамлета, он колол себя булавкой и строил гримасы в сторону кулис, чтобы не сойти с ума и не впасть в гамлетовскую трагедию по-настоящему. И тогда, и теперь, всегда, зритель приходит в театр за классным обманом. Талант самых виртуозных актеров заключен как раз в этой потрясающей «обманке». А около искусства всегда много дутого. 

И в обществе, к сожалению, тоже. Вы аполитичный человек? 

Я никак не отношусь к власти. Потому что власть так себя повела, что уважать ее, увы, не за что. Когда был первый путч, я стояла в оцеплении. Я понимала, что защищаю. А теперь… К власти я никак не отношусь. Я никому из них не верю, потому что все врут. Их просто нет в моей жизни. Телевизор я не смотрю и с политиками в жизни не пересекаюсь. Мой первый муж, Саша Кузнецов, звонит мне из Америки и убеждает уехать из России. Но я не собираюсь уезжать. Я русская актриса. Но сам факт, что такие мысли у людей возникают, это ужасно.

Значит, с политиками Вы не знакомитесь, а со зрителями? Вас не улице узнают? 

На Арбате узнают. Возле театра узнают. И меня это радует. В своем кругу у меня есть признание. А если кто-то на улице меня останавливает, то я даже плохо понимаю, о чем речь, - краснею, стесняюсь… Всенародной популярности я бы не выдержала. Крыша бы, наверное, не поехала, но я бы все делала, чтобы меня не узнавали. 

Но вот Вы снялись в главной роли в кино… 

Я снималась и раньше, но в небольших ролях. С огромной теплотой вспоминаю режиссеров, у которых работала. Особенно Валерия Аркадьевича Гинзбурга, Царствие ему Небесное. Это был потрясающий человек. Оператор, который снял «Комиссара», брат Галича, человек невероятной культуры, просветитель, Лихачев такой от кино. Я всегда безмерно гордилась тем, что он меня выделял. Это очень мощный импульс, когда такие люди тебя ободряют и поддерживают. Валерия Аркадьевича не стало, и мне жаль, что он не посмотрит мою первую серьезную картину.

А состоялась она только благодаря вмешательству еще одного человека, который меня поддерживает, - Ларисы Исаевой, директора актерского агентства. Она пришла на бенефис пяти вахтанговских актрис, среди которых была и я, и предложила мне стать актрисой агентства. Не случись этого, я, театральная актриса, вряд ли бы получила большую роль на большом экране. Лариса предложила меня на главную роль в фильме Игоря Талпы «Мужской характер». Продюсеру картины для главной роли нужна была актриса с именем. Мое имя, хотя и достаточно известно в узких кругах, но все же не настолько, как имена моих партнеров по этой картине - Льва Дурова и Евгения Сидихина. В кастинге участвовало пять актрис, но со мной кроме стандартных кинопроб сделали интервью на женскую тему. Продюсеру, а им была женщина, понравился мой взгляд на «женский вопрос», и… я снялась. 

А как вы оказались на телевидении? 

Случайно. Я очень этого не хотела, отказывалась. Но в цикле РТР «Субботний вечер с…» меня прельстила тема, связанная с великими людьми. Не могу сказать, что все программы, где я была ведущей, мне одинаково дороги, но та, что посвящена памяти Аркадия Райкина, мне очень нравится. 

А мне запомнились «Вечера» с Шарлем Азнавуром, где вы пели французский шансон, с Роланом Быковым и папой Рутбергом, программа с Виктюком, признанная лучшей программой года… А была ведь еще ваша собственная, «Романсы». Телевидение принесло Вам популярность. 

Безусловно. Но меня привлекло не это, а возможность научиться работать перед камерой. Потом мне это помогло в кино. А мне очень хотелось сниматься. Я так ждала предложений! И не то чтобы не звали. Просто не хотелось быть седьмой водой на киселе, не хотелось играть в безысходной чернухе. 

А каков в Вашем представлении образ женщины, которую было бы интересно сыграть? 

Это женщина, которая влюблена и которая кому-нибудь нужна. Желательно взаимно. 

А в дому, в быту Вы какая женщина? 

«В быту» - это не про меня. В семье? Ну, я Гришин папа (Гриша - одиннадцатилетний сын Юли и актера Александра Кузнецова, запомнившегося зрителям по фильму «Джек Восьмеркин - американец». - Ред.), потому что я решаю все ключевые проблемы, включая финансовые. А настоящая мама Грише - это моя мама. То есть она бабушка, конечно, но именно она дает ему ту заботу, которую, наверное, должна была бы давать я. Но от этого между мной и Гришей не меньше любви, нежности. Он меня уважает, он меня любит… Просто так получилось, достаточно органично, что мои родители позволили мне это - поняли, что только в быту я умираю. Мне нужно расставаться с любимым человеком, чтобы испытывать потребность с ним встретиться вновь. Поэтому с моим мужем, Алешей Кортневым, мы живем вместе только темное время суток, а днем и вечером я чаще бываю с родителями и Гришей. 

Тогда расскажите о муже. Вы такие разные. Как уживаетесь? 

Я и Алеша?.. У нас обоих напряженное расписание. Нам элементарно трудно выкроить время, чтобы провести вместе несколько дней. Мои самые любимые мгновения - это когда мы встречаемся на кухне, иногда даже ночью, и рассказываем друг другу о том, что было сегодня, чем жили, какие проблемы надо решить… Часами остановиться не можем. В эти моменты я сама себе завидую: «Боже, как здорово, что рядом со мной человек, которому интересно, чем я живу!». Мы обсуждаем очень серьезные проблемы. Я не побоюсь этого слова, проблемы бытия и мироздания. Причем не по регламенту - «А сейчас мы поговорим о…», а естественно,органично, увлеченно. Он, как поэт, я как актриса. И в этих разговорах рождается что- то нужное и для него, и для меня. Это очень здорово! Здорово, что рядом со мной такие замечательные мужчины! Женщиной меня делают именно они - мой папа, мой сын, Алеша, мои партнеры по театру, ведь с ними я провожу девяносто процентов времени. Все они такие талантливые, такие разные, такие самобытные. Я перед ними в долгу. 


Copyright (c) 1996-2000 Несчастный Cлучай